Почему криптовалюты становятся соломинкой для спасения государств в состоянии кризиса?
К многочисленным существующим криптовалютам в скором времени может добавиться еще одна: Turkcoin. Как следует из медийных сообщений, о собственной цифровой валюте задумалось турецкое правительство. Для этой валюты, как и в случае с Венесуэлой, планируется обеспечение, которое будет создано путем инвестиций. Но пока что технические детали этой идеи остаются неясными.
Турция не первая страна, которая открыто заявляет о введении государственной криптовалюты. До нее уже Великобритания и Россия сообщили о подобных планах. Но что есть общего у этих стран, и что их объединяет? Ответ прост: они находятся под давлением проблем экономического характера. И хотя турецкая экономика находится в процессе роста, Международный валютный фонд считает, что инфляция в этой стране вскоре наберет обороты, а это готовит проблемы местным предприятиям. У Великобритании проблема заключается в том, что предстоящий Brexit разорвет ее связи с европейской экономикой. Россия же, хотя руководство страны это отрицает, серьезно страдает от санкций, введенных из-за аннексии Крыма и поддержки сепаратистов Донбасса – промышленность находится в состоянии застоя с 2014 года. Как же тут не вспомнить пресловутую соломинку, за которую хочется ухватиться?
Стричь купоны на примере Венесуэлы
То, что идея может успешно функционировать, доказала на днях Венесуэла. Страна уже на протяжении многих месяцев находится на грани полного банкротства, инфляция набрала скорость истребителя, граждане протестуют против экономической бездарности правительства. Наконец, в начале декабря государство объявило о планах создания собственной криптовалюты под названием Petro. И вот в прошлую среду начались ее продажи. Успех ошеломляет. В первый же день правительство Николаса Мадуро получило около 735 миллионов долларов. И уже поговаривают о введении второй официальной венесуэльской криптовалюты под названием Petro Gold.
Криптовалюты против кризиса – действительно ли это настолько просто? Пример Венесуэлы вызвал как минимум широкий скепсис в финансовых кругах. Например, немецкий Handelsblatt говорит о «дутых результатах». Ведь все это направлено в первую очередь на то, чтобы обойти санкции, введенные против страны, пишет газета. И запуск Petro – это всего лишь отчаянная попытка Венесуэлы получить доступ к капиталу.
Сюда же добавляются сомнения в фактической стоимости валюты. Официально Венесуэла привязала цифровую валюту к цене на нефть. Для того чтобы дать гарантии инвесторам, государство пообещало им по одному баррелю нефти за каждый Petro. Новая цифровая валюта Petro Gold должна функционировать по такому же принципу, только привязана ее стоимость будет не к баррелю нефти, а к слитку золота. «Эта валюта очень похожа на бессовестный обман», - говорит профессор-финансист Дэвид Л. Ермак. И не в последнюю очередь потому, что правительство предоставило весьма «противоречивые сведения», на каком блокчейне будут храниться токены.
Проблемы государственных криптовалют
С подобными проблемами связан и выпуск криптовалют другими странами. Ведь если концепция государственной веб-валюты представляется в сомнительном свете, серьезные инвесторы постараются держаться подальше от таких цифровых денег. К тому же никто не станет спорить с тем, что начальный успех венесуэльского Petro обязан продолжающемуся буму биткоина. Но в большинстве случаев курсовые колебания основных криптовалют оказывают влияние и на другие цифровые валюты. И если и без того волатильный курс биткоина в ближайшие недели пойдет вниз, это обязательно скажется на планируемых дальнейших продажах Petro.
Но даже если все вышесказанное особой роли не сыграет, стратегия получения капиталов за продажу криптовалют в долгосрочной перспективе к желаемому эффекту не приведет. Ведь подобные финансовые вливания могут помочь в решении краткосрочных проблем, но никак не стратегических. А это значит, что как только первоначальный эффект пойдет на спад, страны снова окажутся лицом к лицу со своими старыми проблемами.
Также смотрите: