Суздаль — российский Мачу-Пикчу
Мачу-Пикчу — город в горах Перу, построенный погибшей цивилизацией, и на несколько столетий затерянный в джунглях. Суздаль, конечно, в джунглях не теряли, но в остальном всё очень похоже. Испанцы, пришедшие на земли инков, старательно уничтожали наследие предыдущих цивилизаций, и Мачу-Пикчу сохранился лишь только благодаря тому, что его не нашли завоеватели.
В России за последние сто лет сменилась пара цивилизаций, и прошлая старательно уничтожала наследие позапрошлой — так своих архитектурных шедевров лишились многие города Советского Союза. Суздаль же оказался на задворках империи, и о нём забыли, почти, как о Мачу-Пикчу. Здесь выжило очень много дореволюционной архитектуры. Да и провинциальность с отсутствием железной дороги уберегла город от «модернизаций» и «реноваций». Благодаря всему этому мы можем наблюдать настоящий русский город, практически таким, каким он был сотни лет назад.
27 фотоФотографии и текст al-31f
Суздаль — жемчужина Золотого кольца России. Расположен на берегах реки Каменки в 26 км к северу от Владимира.
2. В письменных источниках впервые упоминается под 1024 годом. За свою тысячелетнюю историю Суздаль успел побывать и столичным городом, и провинциальным, и городом-музеем, каким сейчас и остаётся. Население Суздаля составляет около 10 000 человек.
3. Как и в перуанских археологических комплексах, в российских городах интерес представляют масштабные каменные сооружения, дошедшие до нас в руинированном виде.
Бывший монастырь вроде как снова отдали православным, но они ещё не успели реконструировать тут монастырский быт, а на колокольню пускают за «пожертвования». Внутри колокольни сооружена железобетонная лестница, точно такая же, какие устанавливались в хрущёвках. Интересно, с какой целью коммунисты её туда воткнули? Вряд ли это оригинальная лестница начала 19 века.
4. Рядом с Преподобенской колокольней стоят руины трапезной Сретенской церкви, возведённой в конце 19 века, а после революции используемой в качестве помещения клуба работников ОГПУ. Позже клуб превратился в кинотеатр, о чём мы можем догадаться даже без обращения к летописям. На фасаде всё ещё читается вывеска, под которой, судя по всему, была афишная доска.
5. С колокольни, подъём на которую стоит 100 рублей добровольных пожертвований, открывается вид на весь город.
6. Впереди виднеются торговые ряды, где, как и полагается, находятся торговые лавки, магазины и прочие заведения общепита.
7. Вид на запад – в сторону Ильинского луга и Ивановой Горы.
8. Перекрёсток пространства и времени.
9. Мы на Торговой площади. Каким-то чудом, наверное, из-за дефицита в стране Советов асфальта, площадь осталась замощена булыжником, что придаёт ей +10 к уюту, красоте и вообще. Интересным для туристов город делают не отдельные какие-нибудь шедевры, а различные мелочи, из которых и формируется городская среда.
10. Воскресенская церковь на площади была главным храмом города. На колокольню тоже можно забраться за пожертвование номиналом 100 рублей. Народу здесь меньше, чем на самой высокой колокольне города, да и подъём интереснее. Рекомендую.
11. В северном торце торговых рядов стоит Кресто-Никольская церковь, построенная в 1770 году на месте часовни, поставленной в знак избавления от эпидемии чумы середины 17 века.
12. Главным развлечением в Суздале, конечно, является медовуха да солёные огурцы, но любители кокошников и раскидистых кустов клюквы могут найти забаву по своему вкусу. Можно покататься по городу в карете класса «тыква».
13. Куда ни глянь, кругом такая тишина и спокойствие, что не хочется никуда спешить в погоне за новыми достопримечательностями.
14. Заливные луга, извилистая река с поросшими травой берегами, церковка на холме. Вот она — настоящая Русь.
15. Мы оказались на территории Суздальского кремля, но там шум, толпы туристов и платный вход в какой-то забор возле Богородице-Рождественского собора. Нам это не интересно, поэтому отправляемся за реку. Там тоже забор и выставка деревянного зодчества, а вокруг всё то же самое, но живое и бесплатное.
16. На картинке выше мы видим, как по-разному бестолково относятся к своему жилью хозяева. Владелец левой части дома обшил фасад декоративным горбылём, и обнёс сраным забором из профнастила, за что уже заслужил себе путёвку в ад. Владелец же правой части, видимо, более бедный, поэтому только заменил окна на стеклопакеты.
Такого безобразия, например, в Финляндии не может случится совсем, потому что там владельцы частей дома не вправе как-либо уродовать фасад. Если дом и нуждается в ремонте, то делается он сразу для всего дома в едином стиле с сохранением изначального архитектурного облика.
В России же свобода, коммунизм и демократия.
17. Богачи со старыми избами и вовсе не церемонятся — сносят и строят дворцы. Порой, это даже лучше.
18. Но идеальная картина, конечно, исторический вид со слегка покосившимся штакетником. Главное всё это постоянно поддерживать в надлежащем виде и не доводить до разрухи.
19. Большую территорию на правом берегу Каменки занимает Ильинский луг. Судя по всему, луг заливается по весне, поэтому за тысячу лет так и не был застроен.
20. Зато здесь проводят соревнования по велокроссу, например.
21. Лучшее описание Ильинского луга: «Луг как луг»
22. Движемся дальше по Покровской улице. И приз моих симпатий отправляется дому номер 34 по этой улице. Это самый эпичный сарай, из тех, что мне довелось повстречать в Суздале. Надо сюда водить экскурсии и рассказывать, что такое говно нельзя сотворять с домами, даже если они разваливаются, и их надо срочно чинить.
23. Суздаль держится из последних сил, но, если не запретить использовать профнастил в городском строительстве, падёт и этот оплот русскости и духовности.
24. Время обеда, поэтому вся наша дружная экспедиция отправляется в Покровский монастырь, где по строго фиксированному прайсу пожертвований можно потрапезничать.
25. Монастырь основан в 14 веке, а период его расцвета приходится на век 16, когда московские князья стали сюда ссылать неугодных жён.
26. За рекой, напротив Покровского монастыря, стоит Спасский мужской монастырь, основанный также в 16 веке. Монастырь окружён мощной крепостной стеной, благодаря чему в 20 веке был тюрьмой особого назначения, где изолировались от общества всяческие враги народа и нац.предатели. С конца 60-х годов прошлого века здесь находится музей, а с 1992 года монастырский комплекс включён в список всемирного наследия.
27. Неподалёку, напротив Смоленской церкви стоит посадский домик 17 века. Он сам по себе отличная достопримечательность, но, говорят ещё он знаменит тем, что принадлежал отцу Никиты Добрынина, прозванного «Пустосвятом». Пустосвят, как и многие современные фотографы, был ярым Канонистом и противником Никона, за что и поплатился жизнью, но вошёл в историю.
Пока, Суздаль. До новых встреч.
Также смотрите:
Ноябрьск — край нефтяников и газовиков
Хабаровск с высоты: город на пятитысячной купюре
Также смотрите: