Литейные Цари Московского Кремля: что общего и пушки и колокола
Что общего у пушки и колокола? На первый взгляд, лишь то, что оба изделия отлиты из бронзы. Хотя история знает немало случаев, когда в войну колокола переплавляли для изготовления артиллерийских орудий, а после установления мира шел обратный процесс, восстанавливали церковные святыни. В Московском Кремле буквально в сотне метров друг от друга стоят Царь-колокол и Царь-пушка. И это неспроста…
Царь-пушка
Царь-пушка известна тем, что это артиллерийское орудие – самое большое в мире. 40-тонный рекордсмен был отлит из бронзы в 1568 году мастером Андреем Чоховым. На нем красовался портрет царя Федора I, сына Ивана Грозного. Задумав создать гигантское орудие, конструктор тем самым обрек пушку на забвение: выстрелить из нее можно лишь раз, и при этом с большой долей вероятности она будет разрушена. Именно по этой причине из Царь-пушки так ни разу и не давали залпов. Хотя, по некоторым данным, однажды все же выстрелили картечью, а вот пушечные ядра оставили рядом в качестве декорации. Несмотря на непригодность к военному делу, Царь-пушку стали использовать для устрашения врагов, ее грозный на долгие годы стал символом мощи России.
Сегодня мастерство российских литейщиков известно во всем мире. Да и оборонная промышленность, в целом, работает над множеством новейших разработок. Царь-пушка простояла на Красной площади больше столетия, после – была перемещена в Кремль. Сегодня она стоит на пьедестале как один из главных памятников российской артиллерии.
Царь-колокол
Царь-колокол – тоже рекордсмен, это крупнейший колокол в мире, работа над ним началась в 1730 году. 6-метровый великан весит около 202 тонн, и тоже украшен изображениями ангелов и святых, портретов императрицы Анны и царя Алексея. Этот артефакт тоже никогда не использовался по назначению из-за гигантских размеров.
История создания Царь-колокола полна трагических событий: для того, чтобы его отлить, понадобилось 1,5 года подготовительных работ, и за это время умер мастер Иван Моторин, который начинал масштабный проект, заканчивать дело отца взялся его сын Михаил. Отлитый колокол пострадал во время Троицкого пожара, восстанавливать его не решились, поскольку это требовало слишком много усилий при том, что добиться его звучания было практически невозможно. На пьедестал его водрузил спустя столетие, в 1836 году.
Царь-колокол, фрагмент
Также смотрите: