Как рождается новостной телевизионный эфир
Хочу показать маленький кусочек моей телевизионной жизни. Мелочи, которые остаются за кадром… Разумеется, 30-минутке в эфирной студии предшествует серьезная работа большого коллектива. Операторы, корреспонденты, режиссеры монтажа с раннего утра и до самого эфира снимают, пишут, монтируют свои материалы. Работа на ТВ всегда кипит, но сегодня – о надводной части этого телевизионного айсберга.
Итак! Вечерний прайм-тайм на республиканском телеканале Чувашии.
Грим. Без него диктору никак не обойтись. Даже идеальное лицо в свете софитов выглядит нетелевизионно. Тон, пудра, румяна. Выходя «в люди» в телевизионном мейк-апе рискуешь прослыть фриком. Студийный свет «сжирает» краски, поэтому то, что выглядит с экрана гармоничным, в действительности, через чур густо и ярко.
К приходу ведущего в студию все готово. Камеры работают, софиты пылают, текст загружен.Через считанные минуты в студии станет по-настоящему жарко. В это время помещение активно охлаждается кондиционерами, потом в студии не должно быть ни звука, кроме дикторского голоса. Летом температура в студии во время эфира может доходить до 40 градусов. Это ад, но надо запастись терпением и пудрой.
В 21-м веке дикторы уже не заучивают длинные тексты. Вся необходимая информация выведена на монитор телесуфлера. Однако, технические сбои все-таки случаются, поэтому на столе у ведущего листы с текстом. Периферическое зрение, а если нужно и палец – всегда на чеку. В случае сбоя телетекста, взгляд должен моментально подхватить нужную фразу с листа – без заминок и нервов.
После прихода ведущего начинается отстройка картинки. Интенсивность света, направление лучей, высота и позиция камер отстраиваются под конкретного диктора.
Еще час назад к чувашскоязычному эфиру здесь готовилась невысокая и смуглая Надежда Яковлева. Мне – бледнолицей и высокой такой свет совсем не подходит – нужно переставлять.
Оператор – ювелир. В его руках картинка, которую зритель увидит из студии. И, разумеется, как в любом творчестве, у разных операторов один и тот же ведущий получается по-особенному. У Каждого свой взгляд. Иногда такой)))
На спине почти всегда красуется прищепка. Это наш-телевизионный прибор для стройности фигуры. Если пиджак идеально сидит на стоящем ведущем, то на сидячем почти всегда плохо – на талии ткань некрасиво собирается. Приходится корректировать, немного подбирая складки костюма сзади. И, кстати, одежда на ведущем в эфире будет сидеть лучше, если он сядет на самый-самый краешек стула – как на жердочку.
Кстати, о костюмах. Если на центральных каналах ведущих одевают, то в провинции чаще всего приходится выкручиваться самостоятельно. Кроме того, существует целых ряд табу. Под запретом мелкий принт и контрактная полоска – вместо костюма зритель увидит раздражающую рябь. Нетелевизионными считаются белый и черный цвета. Ярко красный цвет на телевизионной картинке дает мажущий край. Оптимальны – бежевые, синие зеленые оттенки.
Взгляд в аппаратную. Там – за стеклом – всегда надежная команда. Звукач, видеоинженер и режиссер выпуска, который дирижирует всем этим оркестром. От того, насколько внимательны и собраны ребята, зависит судьба эфира. Ни одного лишнего звука не должно прорваться к зрителю, каждый сюжет должен выйти в свое время, видеосигнал должен быть четким и стабильным.
Иногда в «застеколье» собирается половина коллектива. Кто-то припозднился за написанием сценария, а кто-то специально дожидается эфира, чтобы увидеть премьеру своего репортажа.Подготовка к старту чаще всего проходит в общении, шутках, согласовании последних деталей будущего выпуска, расстановке крупных и общих планов. После команды «Поехали!» все должно быть четко. Ведущий остается в полной тишине и одиночестве)
Одна нога под столом у ведущего всегда босая, у меня, во всяком случае. Нет, не телевизионная примета. Внизу находится педаль, нажимая на которую ведущий сам себе крутит текст на телесуфлере. В обуви не удобно, чувствительность не та. Кстати, на некоторых каналах суфлер крутит специальные человек из аппаратной. Ногой удобнее. И надежнее. В моей практике были случаи, что суфлерщики так увлекались репортажем на экране, что после его окончания, просто забывали крутить текст. Тут-то как раз и пригождается палец на нужной строке)))
Все готово. Последние минуты до старта. Пудрим лоб, поправляем микрофон на лацкане пиджака, сам костюм, принимаем «поздравительную» позу.
пара секунд и режиссер запусти новостную «шапку» и начнет обратный отсчет: «Десять, девять, восемь..пять…три, два, старт! Мы в эфире!»
Как и во многих национальных республиках новости входят на двух языках. В нашем случае – русском и чувашском. Приличное количество жителей республики не только знает национальный язык, но и активно на нем общается в повседневной жизни. Многие говорят не идеально, поэтому разговаривать по-чувашски стесняются, но вот новости на родном языке пользуются популярностью.
Также смотрите: