Легенда подземной Москвы
Недра Москвы за девять веков её существования были много раз изрыты на огромную глубину. Из общеизвестных московских подземелий, если не считать полулегендарных Метро-2 и библиотеку Ивана Грозного, можно назвать закованную в камень реку Неглинку и систему подвалов доходного дома на Солянке. На осмотр последней я и приглашаю своих читателей сегодня. Начать рассказ, несомненно, стоит с краткого экскурса в историю.
В XVI веке на углу «улицы от Варварских ворот к Ивановскому монастырю» и «большой улицы к Яузским воротам» богатым купцом Никитниковым был устроен Соляной рыбный двор. Здесь хранили и торговали солью и особым её сортом — поташом (карбонатом калия), а также солёной рыбой. Ансамбль имел обширный внутренний двор, обстроенным складами (амбарами) и лавками. Главные ворота отмечала высокая башня с караульней, а рядом были ещё одни, малые ворота. Уличных окон на первом этаже не было — для защиты от воров. Торговые лавки имели отдельные входы. Амбары для хранения соли были устроены со сводами, опиравшимися на мощные столбы. Вероятно, они имели подвальный этаж, не уступавший по площади надземному.
Спустя годы близлежащие улицы обрели названия — Солянка и Большой Ивановский переулок (в 1961 году переименован в улицу Забелина). В 1912 году изрядно обветшавшие амбары и лавки бывшего Соляного двора начали разбирать для строительства доходного дома. Когда начали рыть котлован, нашли клад. В кувшинах было спрятано 13 пудов (около 200 кг, почти полмиллиона штук) монет времён правления Ивана Грозного, Фёдора Иоанновича и Бориса Годунова. Монеты, видимо, являлись выручкой Соляного двора за какой-то период, спрятанной и забытой в Смутное время. В процессе алчного дележа этого богатства был ранен подрядчик строительства. Явившийся на шум городовой изъял всего лишь 13 фунтов (7 кг, 9 тысяч монет), но и те впоследствии вернули находчикам, после осмотра их Археологической комиссией.
Для строительства домов Московская купеческая компания выкупила у разных владельцев участок неправильной формы и объявила конкурс на лучший проект. Победила группа архитекторов: В.В. Шервуд, И.А. Герман и А.Е. Сергеев. Они сделали то, что требовалось застройщикам: максимально плотно использовали замысловатую форму участка, нарастили здание как вверх, так и вглубь. Дом в неоклассическом стиле украсила лепнина, несообразно выходящая в дворы-колодцы, внутри расположились роскошные апартаменты окнами туда же.
Но самая интересная особенность дома скрыта от постороннего глаза. Это невероятных размеров подвал с высокими сводами, широкими коридорами, где с лёгкостью могут разъехаться две машины, и множеством внутренних помещений. Группой «Моделлмикс» был выполнен великолепный макет одного из корпусов дома вместе со всем подвалом в масштабе 1:100. Для кого был сделан этот макет и где он сейчас находится — неизвестно, но фотографии дают представление о грандиозности подземной части дома.
А так подвал выглядит по сравнению с окружающим его ландшафтом. Он занимает всё пространство под корпусами дома, внутренними дворами и широким внутренним проездом.
Автомобильный въезд расположен в восточной части подвала. Внутри проложены широкие туннели, на которые выходят дверными проёмами несчётные залы, комнаты и каморки. В глубине подвальных лабиринтов прячутся разнообразные лестницы на верхние этажи дома.
После революции дом перешёл в ведение Наркомата путей сообщения. В 1970-1980-х годах подвал дома использовали как гараж для милицейских машин, но из-за высокой влажности те быстро приходили в негодность. В Перестройку гаражи отдали жителям дома, а в 1990-х годах тут обосновались барыги, перебивавшие номера и разбиравшие угнанные автомобили. В 2002 году два диггера составили примерный план подвала. Если сравнить его с приведённой выше схемой, то видно, как немного помещений им удалось описать, но старания ребят несомненно заслуживают похвалы.
Есть и фотографии посещения Солянки в 2002 году. Тогда часть системы была по щиколотку затоплена, повсюду стояли разбитые машины, а залаз осуществлялся через сломанную решётку автомобильного въезда. Внутрь можно было попасть без проблем, чем и пользовались многочисленные диггеры, игруны, бомжи и разного рода алкоголики.
А так автомобильный въезд выглядит в 2014 году. После очередного поджога в одном из сквотов чаша терпения местных коммунальщиков переполнилась и они заварили металлическими листами пресловутую решётку. С тех пор вход в систему сильно затруднён.
Внутри проброшено временное освещение. Широкий пандус плавно спускается на уровень подвала.
В конце пандуса расположена первая развилка, куда сходится несколько туннелей.
Свод обширного зала поддерживает массивная колонна. Стены из кирпича, перекрытия из стальных балок и железобетона — технологии строительства начала XX века.
Прогулку по широким коридорам оставим на конец рассказа, а сейчас углубимся в лабиринты подвальных помещений.
Стены подвала имеют толщину около метра, но во многих местах возведены тонкие кирпичные перегородки, дробящие залы на маленькие каморки и закутки, заваленные многолетним мусором.
Часто в потолочных перекрытиях попадаются замурованные проёмы. Часть из них использовалась для естественного освещения подвала, часть — для доставки грузов.
Хотя в Солянке давно не водятся барыги, тут и там сохранились покорёженные остовы гниющих авто.
Большинство гаражей брошены вместе с наполнявшим их имуществом.
Никакого освещения здесь, разумеется, не сохранилось.
Местами подвал был разбит на два яруса меньшей высоты, где располагались склады и мастерские.
Часто встречаются лестницы на верхние этажи, теперь большей частью перекрытые.
Интересная часть системы — несколько комнат, недавно арендованных и отремонтированных некоей фирмой.
Сюда подвели все коммуникации, поставили офисную мебель. Понятное дело, работать в этом склепе без солнечного света оказалось крайне не комфортно, и вскоре помещения опустели. Последний раз люди появлялись здесь в новогоднюю ночь.
Чтобы помещения не пропадали, а также во избежание согласований с архитектурной комиссией фирма установила здесь внешние блоки своих кондиционеров.
Однако, существует и «тёмная» сторона Солянки. Сюда, как и в любой другой подвал, сходятся многочисленные коммуникации дома. Канализационная система находится в аварийном состоянии, поэтому система затапливается сточными водами. В одном из помещений была обнаружена такая картина: наверху кто-то принимает душ, а вода весело льётся в зал из раструба ржавой трубы. Пахнет мылом и шампунями, почти что как в ванной, если не принимать во внимание стойкий «аромат» фекалий, спущенных в подвал ранее.
Здесь же проходят многочисленные коммуникации с холодной и горячей водой. Из-за постоянных протечек изношенных труб местами пол затоплен по щиколотку, передвигаться можно лишь по горам мусора.
Трубы тянутся через всю систему.
В центре системы коммуникации связываются в огромный тепловой узлел.
При наведении порядка мусор из подвала почти не вывозили, а лишь сгребли бульдозером в дальние помещения.
В результате в коридорах относительно чисто, тогда как проход в боковые помещения перекрыт горами кирпичей вперемешку с бутылками.
Вид длинных туннелей с арочными проёмами представляет собой величественное зрелище.
Висящие тут и там лампочки создают атмосферу таинственности.
В бетонном своде были предусмотрены световые окна, в ячейках которых были установлены специальные призмы, рассеивавшие солнечный свет.
Окна выходили на проезжую часть, сейчас они заасфальтированы, призмы разбиты и утеряны.
От капающей со свода воды на полу образуются ледяные сталагмиты, «сосульки наоборот».
Главный коридор оканчивается огромным проёмом, заставленным стальными шкафами.
За ними скрывается обширный зал со смотровой ямой. Судя по гирлянде, когда-то это было прекрасное время для встречи Нового Года. Сейчас в кадр может попасть лишь известный петербургский исследователь заброшенных объектов.
Неподалёку от улицы Забелина коридор поворачивает под прямым углом по направлению к Солянке.
С этой точки насквозь просматривается едва ли половина системы.
Подвалы Солянки — уникальный инженерный объект своего времени и исторический памятник. Из него могло бы получиться, например, отличное выставочное пространство: галерея современного искусства или исторический музей. Правда, для этого потребуются громадные инвестиции: десятки лет подвалы стояли заброшенными, большинство боковых помещений завалены мусором и затоплены водой. Нужен капитальный ремонт, но кто его будет делать и за чей счёт — пока не ясно.
А для нас время пребывания в этом поразительном месте подошло к концу. Сделав последний кадр, мы выбросились в легальное пространство, растворившись в вечерней толпе усталых горожан.
Также смотрите: